Меню

Как выбрать линолеум для линогравюры



Какой линолеум не подходит для линогравюры?

*Первый день учебы первого курса*. «Линолеумом надо будет закупаться, скидывать денежку нужно» — обсуждали планы на неделю мои одногруппники — художники. Не придала я тогда значения этому, ух ладно так и быть, наверное, это чтобы обновить интерьер в нашей аудитории, ну мало ли, как там в этих анекдотах, когда на шторы в класс скидываются родители учеников, вот, тот же случай! Подумала, заплатила определенную сумму и забыла, занялась студенческими заботами, но так как я студент- художник, то и заботы, художественные – пары живописи, рисунка, лекции по истории, покупка красок, натягивание бумаги на планшет (не сенсорный *ну так на всякий случай*) и т.д.

Время летело так же быстро, как и доставка линолеума. Привезли! Новенький! Красивенький! С имитацией паркета! Красота! «Как раз к паре линогравюры, ведь сегодня первое занятие!» — проинформировала меня одногруппница (что такое линогравюра, можете почитать здесь ). И тут то на этой паре я узнала, что линолеум нам нужен не для ремонтных целей. Линолеум, это то на чем мы будем рисовать, точнее, что мы будем гравировать. И тут то я удивилась! Как это! Рисовать на том, по чему я хожу каждый день! А как же холсты и о которых я так мечтала? Что это еще за выдумки! Ну да ладно, посмеялась я над своей неосведомленностью. А после красивенький линолеум с нарисованным паркетом посмеялся над нами.

Какой именно линолеум нам нужен мы не знали, да и сильно не интересовались. Взяли тот, по которому каждый день ходим, и прогадали. Он совершенно не подходит для гравирования.

Оказывается, для линогравюры нужен специальный линолеум . Он продается в художественных магазинах в небольших объемах (на как показала позже практика, он очень дорогой. Если вы решили побаловаться линогравюрой один раз в жизни, то вам подойдет этот вариант, но не студенту-художнику, которому предстоит гравировать «всю жизнь»). Поэтому (это мы тоже узнали позже) наилучший вариант покупать оптом гомогенный линолеум , который обычно стелют в складах, бассейнах. В таком случае разница в цене колоссальная, если 1 метр гомогенного стоит около 500 рублей, то в художественном магазине за такую же цену можно приобрести маленький кусочек формата листа тетради. (простите, художественные магазины:)).

Почему же не подошел линолеум с иллюзией паркета? Потому что в отличии от плотного гомогенного, он имеет многослойную структуру. И самый большой слой в этой системе пористый, наподобие губки. И что же можно выгравировать на мягкой губке? Правильно! Ничего! Если только двойку по предмету «линогравюра». К счастью мы вовремя осознали свою ошибку *как только начали гравировать* и исправили ее, купив «правильный» линолеум.

А «иллюзия паркета» до сих пор стоит у нас в аудитории как достояние, некуда его пристроить, не погравируешь, да и для ремонта маловато будет!

Источник

Как выбрать линолеум для линогравюры

Линогравюра

Материал для этой техники (линолеум) можно достать в любом хозяйственном магазине или домах, подлежащих сносу или капитальному ремонту.

Желательно выбирать линолеум толщиной в 5, в крайнем случае до 2,5 мм, без рисунка. Линолеум (старый и новый) предварительно шлифуют морской пемзой (кусок распилить пополам и тереть одну половинку о другую, пока они не станут гладкими


Рис. 27

(рис. 27, а). Это обеспечивает хорошую шлифовку (рис. 27, б) линолеума. Потом его наклеивают на доску или фанеру, чтобы он не коробился (рис. 28). Если предполагается гравюра более 50 см по длинной стороне, то материал на доску не набивают, а чтобы удобнее было резать по широкой плоскости листа, его даже свешивают частично со стола.


Рис. 28

Основным инструментом для гравирования по линолеуму является угловая стамеска (рис. 29), которая должна быть сделана из хорошей стали и обязательно иметь внутри конусного углубления острый угол (рис. 29, а), иначе резец не даст тонкую, как волос, стружку. Для мелких клише нужна стамеска длиною в 9 см вместе с ручкой для упора.


Рис. 29

Обыкновенный перочинный нож, заточенный на угловое острие (рис. 30, б) тоже послужит для выемки белых мест в линолеуме или для получения тонких Штрихов в тоновой гравюре.


Рис. 30

Из зонтичных спиц можно сделать резцы различного профиля и тонштихели (см. рис. 29). Полукруглые стамески-тонштихели предназначены для выемки белых мест, а резцами-штихелями делают линии разной толщины. Трудность изготовления штихелей из зонтичных спиц в основном связана с процессом закалки. Тут легко перекалить или недокалить. Поучитесь закаливать резцы у опытного кузнеца или слесаря, а придать им остроугольную форму сможете сами отбивкой спицы, туго закрепленной на напильнике (см. рис. 31).

Читайте также:  Линолеум сириус соната 6687


Рис. 31

Еще необходимо непременно научиться затачивать резцы. Для этого важно привыкнуть держать локоть повыше и неподвижно, а водить только кистью к себе и обратно, плотно прижав резец к камню. При этом надо следить, чтобы его поверхность стачивалась ровно (см. рис. 30, а). Точат на камнях, называемых фашит и эльштейн (так и спрашивайте их в магазинах), смоченных смесью машинного масла и скипидара или керосина.

Наконец, нужна еще кожаная или холщовая подушка, набитая песком. Ее легко сделать, сшив два круга каждый диаметром в 18 см. Сшитый круглый мешок выворачивают, набивают до отказа песком, а отверстие зашивают. Готовую подушку разравнивают доской. Она нужна для того, чтобы обеспечить резку чистых полукруглых и плавно изогнутых линий (рис. 32, а).


Рис. 32

Запомните, как это делается. На подушку кладут доску с набитым линолеумом и к нему прижимают правой рукой острие резца. При этом рука с резцом должна оставаться неподвижной, только усиливая или ослабляя нажим на резец, отчего линия меняет свою толщину, а изгиб ее достигается благодаря поворотам доски на подушке левой рукой. Ручка резца упирается в ладонь между указательным и большим пальцами. Прямые штрихи наносят от себя вперед, слегка влево. Чтобы конец инструмента не срывался, он опирается на палец левой руки (см. рис. 32, б), который также помогает выдержать нужное направление штриха.

Когда делают гравюру большого размера, где тонкость штриховки не так важна и решение более декоративно, берут стамеску с длинной ручкой и держат ее так, чтобы можно было наносить длинные и широкие линии, а преодолевать сопротивление материала с меньшим усилием.

Всему этому можно научиться, тренируясь и проводя прямые и полукруглые линии, штрихи разной тональности, разного характера (рис. 33). Сидеть надо прямо, а руки держать на весу.


Рис. 33

Печатание с готовых клише требует большого навыка, а также основательного изучения свойств красок, приемов получения хорошего наката краски на клише и оттисков с доски. В последнем, если вы делали оттиски указанными выше двумя способами, уже есть практика, а вот раскатку краски для линогравюры надо изучить.

Делают раскатку сначала по стеклу (рис. 34, а) валиком (купите в магазине фотопринадлежностей или сделайте сами из куска резиновой трубки, натянутой на круглую палку-скалку (рис. 34, в), на который краску кладут ножом равномерно, тонким слоем. Делают это для равномерности красочного слоя и для проверки, не попали ли в краску «пенка» от засохшей пленки и какая-либо нежелательная примесь. Затем берут готовое клише и тем же валиком накатывают краску на линолеум, равномерно двигая валик от себя и к себе, а доску придерживая за два нижних угла (см. рис. 34, б). Ни в коем случае при этом нельзя «возить» валик по награвированному линолеуму, иначе краска попадет в бороздки штрихов, «завалит» гравюру.


Рис. 34

Убедившись, что краска накатана равномерно и тонким, нежирным слоем, берут бумагу и накладывают на клише (рис. 35), легко приглаживают рукой. Затем протирают бумагу воском и еще раз косточкой через тонкий лист картона, который натерт графитом и будет оставлять на бумаге оттиск во всех выпуклых местах. Этим можно контролировать себя и следить, вся ли поверхность гравюры протерта косточкой. Когда протерты все выпуклые штрихи и крупные площади пятен, равномерно снимают бумагу с угла, слегка потягивая ее к себе (рис. 36). Если оттиск или отдельные его места недостаточно черны, то на клише или на какой-то участок подкатывают валиком еще краску. Если краски излишек и получаются жирные утолщенные штрихи, то ножом (шпахтелем) надо снять краску со стекла, сильно на него нажимая и прижимая к стеклу правой рукой.


Рис. 35


Рис. 36

Более подробные сведения о технике гравюры найдете в специальных руководствах, но сказанного вполне достаточно для начала занятий. Многое узнаете из собственного опыта, так как каждый начинающий гравер по-своему приноравливается к технике и материалам, находит свои приемы и способы работы.

Источник

Материалы и инструменты для линогравюры

Линогравюра

Линогравюра — это особая художественная техника, при которой с помощью вырезанных на линолеуме или полимере изображений происходит отпечатывания его на бумаге. Зародилась эта техника в начале XX века, и применялась для печати оттисков на большие плакаты.

Читайте также:  Чем удалить остатки монтажной пены с линолеума

Если ваша цель — линогравюра, купить необходимые материалы вы сможете в нашем магазине kraski-kisti.ru . Какие же материалы необходимы для линогравюры?

Автор линогравюры: Владимир Китаев

  • Линолеум для линогравюры — специальный линолеум, наилучшим образом подходящий для работы со штихелями. На таком линолеуме можно быстро и аккуратно вырезать рисунок с большой точностью. Безусловно, можно использовать и обычный хозяйственный линолеум, как делали раньше, но обычно он не имеет фактуру и продаётся в больших объёмах, что выходит дороже, если вы не планируете глобальных работ. Он гораздо менее податлив, чем специализированный, потому что создан чтобы держать порезы, а не поддаваться надрезам штихеля, что, собственно и подразумевает работа.
  • Штихели для линогравюры (стамески) — основной предмет в линогравюре, инструмент, которым собственно и создаётся рисунок на линолеуме. Могут иметь разную форму: радиусную, плоскую, коробчатую, уголковую.
  • Краски для линогравюры — в линогравюре для создания отпечатка нужна краска, которая будет не очень густой, но при этом быстросохнущей. Можно использовать как специальные краски, так и типографские, акриловые, гуашевые. Для акрила нужно добавлять замедлитель высыхания. С помощью различных текстильных красок можно печатать на ткани в технике линогравюры.
  • Валик для линогравюры — применяется для раскатывания и нанесения красящего слоя на бумагу. Можно применять как классические полиграфические валики, таки и резиновые для обоев.
  • Бумага для линогравюры — для работы в технике линогравюры подходит любая бумага, с плотностью не менее 160 г/кв.м. Интересно выглядит оттиск на цветной бумаге — это будет уже цветная линогравюра.

Если вы не хотите долго выбирать и разбираться в огромном количестве материалов, или просто хотите сразу попробовать технику линогравюры, то отличный вариант — приобрести Набор для линогравюры Daler Rowney. Он включает в себя всё, что нужно: валик, штихели с лопатками для снятия слоев, линолеум и чернила на водной основе, а также удобный поддон для разведения красок.

Автор линогравюры: Karin Rytter

Техника линогравюры

  • На бумагу нанесите эскиз будущего оттиска. Важно! Он должен быть зеркальным отражением желаемого результата. Если вы создаёте эскиз из головы, используйте зеркало для подсказки.
  • Перенесите эскиз на линолеум через кальку.
  • Разметьте важные детали на линолеуме маркером или карандашом. Можно закрасить вырезаемые области чёрным — это помогает не запутаться, что именно нужно удалять.
  • Возьмите резец и плавно и аккуратно вырежьте все области, которые не будут окрашены, и оставьте те, которые станут отпечатком.
  • Возьмите валик, и раскатывая его по гладкой поверхности нанесите краску средним слоем — так, чтобы краска не затекла в вырезанные области и при этом на прокрашенных местах не осталось пробелов.
  • Теперь прокатите валик по заготовке оттиска из линолеума.
  • Перенос изображения на бумагу возможен следующими способами: положите лист на линолеум, либо положите сам оттиск на бумагу.
  • Чтобы краска хорошо перенеслась, прижимайте линолеум равномерно и плотно. В идеале нужно использовать пресс, но не обязательно, можно прокатать всё сверху скалкой или пройтись ложкой.
  • После переноса рисунка бумагу с оттиском оставьте высыхать.

Источник

Руководство для начинающих: как сделать линогравюру своими руками

Почти как художники-граверы берем в руки нож-резак и делаем гравюры. Правда, не на дереве, как это было в XV веке, а на линолеуме.

Линогравюра — это один из видов высокой печати. В отличие, например, от ксилографии (гравюры на дереве), линолеум обладает приятной мягкостью и не сильно сопротивляется, резать его одно удовольствие. Каждый отпечаток может стать уникальным, если экспериментировать с количеством краски и силой давления при переносе на лист. Так что совсем не обязательно нести свою работу в типографию, вы можете сами напечатать тираж, в котором каждый оттиск будет обладать своей ценностью. Предпочтение линогравюре отдавали многие художники, например, у немецких экспрессионистов вы найдете немало работ в этой технике. Но и сейчас, в эпоху 3D-принтеров, современные художники продолжают резать линолеум. Сегодня у нас мастер-класс по линогравюре.

«Типацеха» — это команда четырех иллюстраторов, выпускников Британской высшей школы дизайна. Нина Стадник, Света Муллари, Лена Четверик и Кристина Колесникова работают вместе как независимое издательство, среди их проектов — ежеквартальный журнал графических работ «Бумажно», независимые журналы, календари, комиксы, а также принты в разных техниках ручной печати. «Типацеха» проводят мастер-классы по иллюстрации и созданию собственных книг, в том числе и в технике линогравюры. Мы встретились с ними в принт-мастерской Британской Высшей школы дизайна, где проследили за процессом создания принта.

Читайте также:  Как пользоваться клеем linocol холодная сварка для линолеума

Для того, чтобы печатать линогравюру, вам понадобятся:

1) Линолеум. В художественном магазине можно купить специальный, для линогравюры, а можно приобрести обычный в строительном магазине. Важно, чтобы он был не пористым и не слишком мягким, иначе резать его будет сложно. Можно взять с собой в магазин штихель (специальный нож для линогравюры) и попробовать.

2) Штихели или резцы. Их также можно купить в художественном магазине. Они отличаются по толщине — более толстый позволит вам снимать большие куски линолеума, тонкий — вырезать тонкие линии. В таком ноже главное острота.

3) Краска. Подходит офортная или специальная краска для линогравюры на водной основе. Отличительная особенность этих красок — они не засохнут раньше, чем оттиск окажется на бумаге, что может произойти, например, с акрилом.

5) Тряпки, чтобы сохранять чистоту и эстетичность процесса.

7) Бумага, на которой вы собираетесь печатать. Это, кстати, может быть не только бумага, но и ткань.

При создании эскиза важно четко понять, что именно будет черным, а что белым. В линогравюре хорошо работает пятно с мелкими деталями, поэтому линейный рисунок — не самый подходящий вариант. И по этой же причине лучше рисовать эскиз материалами, которые позволяют работать пятном (тушью или маркером). Проверьте все пересечения и переходы в рисунке — отрезать лишнее будет обидно, поэтому лучше заранее все продумать. Место серого в линогравюре обычно занимают ритмичные штрихи, их направление также имеет значение. Зато, решив все сложные вопросы до вырезания, в процессе сможете расслабиться и почувствовать весь кайф этой техники.

Перевод эскиза на линолеум

Тут самое важное помнить, если вы решили сразу нарисовать эскиз на линолеуме, то при печати изображение получится зеркальным! Существует небольшой трюк, как просто перевести эскиз с бумаги на линолеум и получить то, что вы задумали. Для начала обведите свой эскиз очень мягким графитным карандашом, после этого положите его на линолеум и пройдитесь по обратной стороне карандашом.

Нужно применить усилие, чтобы ваш эскиз оказался в итоге на линолеуме. Он будет выглядеть зеркально, но оттиск на бумаге получится, как надо.

Теперь начинается самое интересное. Во-первых, нужно помнить про меры осторожности: резак — это острое оружие, и не стоит класть вторую руку по направлению реза. Вырезать вы будете те места, которые хотите оставить белыми. Можно даже заштриховать черным маркером все то, что вырезать не нужно, чтобы не запутаться. Если вы не уверены, стоит ли резать дальше — всегда можно сделать отпечаток и, уже глядя на него, решить. И еще, не обязательно точь-в-точь повторять ваш эскиз. У линий, которые дает штихель, есть свое очарование, можно доверять им и смотреть на то, что получается.

Перед тем как наносить краску, ее нужно валиком раскатать на стекле (или на толстом пластике), добиваясь равномерного слоя. Затем, также при помощи валика, нанести краску на линолеум.

Удобнее всего печатать линогравюру при помощи пресса или офортного станка. В Москве вы можете найти мастерские с подобным оборудованием. Либо можно приобрести небольшой ручной пресс формата А4 за приемлемую цену. Но если станка у вас пока нет, а напечатать парочку принтов уже не терпится, можно использовать самую обычную столовую ложку. Для этого положите лист бумаги на линолеум с накатанной краской и с усилием водите ложкой по листу, не пропуская ни миллиметра. На больших форматах повторить это будет сложно, а вот для небольших открыток этот способ подойдет идеально.

Помимо того, что линогравюра — это увлекательный процесс и красивый результат, есть еще один большой плюс — с одного вырезанного линолеума вы получаете практически неограниченное количество принтов. Но вы можете поступить иначе и принять решение об ограниченном тираже. В таком случае каждый принт принято подписывать, указав имя художника, порядковый номер и общее количество экземпляров (например: 1/20). Человеку, у которого окажется ваше произведение, будет приятно узнать, что он обладает уникальной вещью. Готовый принт можно поместить в рамку, а можно просто приклеить скотчем к белой стене, подарить другу или всерьез заняться ручной печатью и стать постоянным участником принт-маркетов.

Источник