Меню

Как русалки только мужского пола



LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Рубрики

  • ALAJE/ АЛАЕ — Pleiadian Alaje (42)
  • ВИДЕО, КИНО, МУЛЬТИКИ, ТРЕЙЛЕРЫ /Videos, TRAILERS (2062)
  • ИНДИГО, ЗВЕЗДНЫЕ, АНГЕЛЫ, КРИСТАЛЬНЫЕ, CRYSTAL (178)
  • ИНОПЛАНЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ/ Alien technology (1024)
  • КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ_KULTURA_HISTORY (2530)
  • Россия — Русь — Новая страна (1666)
  • МУЗЫКА / MUSIC (367)
  • НАУКА_ТЕХНИКА_ИННОВАЦИИ_ФУТУРОЛОГИЯ_ЗАКРЫВАЮЩИЕ ТЕ (3231)
  • ЗДОРОВЬЕ, МЕДИЦИНА, БИОЛОГИЯ (1426)
  • КОСМОС / Cosmos (1641)
  • НОВОСТИ (1721)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, ПРОГРАММЫ, ИНФО (163)
  • ПРАКТИКИ ДУХА / BUDDIZM_YOGA_SPIRIT PRACTICE (3127)
  • ДЭИР Верищагин Дмитрий (20)
  • ОШО (41)
  • РАЗВИТИЕ_ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / PSYCHOLOGICAL (1603)
  • Рогожкин В.Ю. ЭНИОЛОГИЯ (20)
  • ОРИС (Орис Орис Васильевич) (120)
  • СИМВОЛЫ, МАГИЯ И КОЛДОВСТВО (2519)
  • Секретные организации_Secret World_Illum (2397)
  • ФОТО-Художники, ХУДОЖНИКИ / PHOTO Artists_ ARTISTS (1609)
  • КАРТИНЫ и ФОТО САМОХИНОЙ ЮЛИИ (162)
  • ФОТО ПРИРОДЫ/ Nature photo (1049)
  • ЮМОР (211)

Я — фотограф

Москва 9 июня 2020

Статистика

РУСАЛКИ: ЛЕГЕНДЫ, ОБЫЧАИ, ФОЛЬКЛЕР.

Cкоро русальная неделя и «Зелені свята».


А у православных Троица или Пятидесятница. Как всегда и со всеми праздниками — все переплелось, и языческое, и христианское, даты, обряды. но не важно это, впрочем. главное — все равно все одинаково будут украшать дома освященными зелеными ветвями и листьями камыша.

«В восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых; ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь — «души умерших»), «мертвушки». Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными. Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов, но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.» (из какого-то теста ли-рушного,D.W.)


Какой смысл вкладывался в празднование русальной недели, что нужно было сделать, а что — нет, читать здесь :

«Русалии (Русальная неделя) — обрядовый праздник «проводов русалок».Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).

Этнографические данные 19 в, позволяют соотнести свидетельства средневековых памятников с русальными обычаями южных славян. В Македонии в период от Рождества до Крещения ходили по дворам группы мужчин, называемых «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. Члены дружины «русалиев» на весь период святок соблюдали строгие запреты: они не должны были креститься перед едой и на ночь, здороваться при входе в дом и при встрече с односельчанами на улице, обязаны были хранить молчание; ночевали всей группой в чужих домах, не возвращаясь на ночлег домой и не вступая в контакты со своими родственниками, Русальскую дружину встречали во всех домах с большими почестями.

В северной Болгарии и северо-восточной Сербии подобные группы — «русалии» — ходили от села к селу с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью, но происходило это в течение недели, следующей за Троицей. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали вредоносные женские мифологические существа — русалки или самодивы (см. Вила), которые появлялись на земле в весенне — летний период. Группа мужчин, состоявшая из нечетного числа участников (обычно — 5, 7, 9 человек), ходила по домам на Русальной неделе. Они были одеты в меховые шапки, на которые надевались специально сплетенные цветочные венки: на ногах кожаные лапти, на поясе погремушки и колокольчики, в руках — большие палки.

Судя по летописям, главным сроком русалий был летний, приноровленный уже в XII в. к христианской троице и завершавшийся строго фиксированным днем летнего солнцестояния — днем Купалы (рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII в. называет «русальной неделей» седьмую неделю после христианской пасхи, завершаемую праздниками троицы (седьмое воскресенье) и сошествия святого духа (духов день, пятидесятница).

Праздник заключался в том, что в это время вся молодежь села наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д. (сс. Марьевка, Мало-Архангельское Николаевского уезда (ныне Пестравского р-на). Наиболее интересно он проходил в соседнем селе Красная Поляна, где главной русалкой обряжали парня и прогоняли ее в реку. Возможно, это наиболее ранний вариант обряда, суть которого заключалась в том, чтобы изгнать русалку из села, очистив его от «нечисти» до будущей весны. Вся эта процессия сопровождалась пением русальных песен:
Из лоханки умывалася,
Помелом я вытералася,
На заслон богу молилася,
Свинье в ноги поклонилася.

У восточных славян к Русальной неделе приурочен обряд «проводы русалки» (варианты названий: «похороны русалки», «изгнание русалки»), известный на территории южнорусских областей и восточного Полесья: группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на нее венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели (или в понедельник Петрова поста) выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костер, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака,— русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний день троицко-русального периода.

В некоторых местах этот праздник отмечался даже еще после войны.»
Взято с gnozis.info

Еще подробная обзорная статья о русалках вообще:
«Русалки в славянской мифологии.
07.10.2007 г.

Образ русалки в славянской мифологии. Комнева Н.
В науке нет единого мнения о том, что означает слово русалка. В настоящее время принято считать, что оно восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших. Однако сам образ русалки, безусловно, исконно славянский и сложился в глубокой древности.

Слово русалка не собственно народное и не единственное название этого персонажа, в некоторых местностях оно вовсе не известно. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут — «черт»), чертовками, водянихами, на Украине — лоскотовками, лоскотухами (от украинского глагола лос-котать — «щекотать») или мавками». Белорусы часто называют русалок водяницами, куполками и казытками (они «казычут», т.е. щекочут людей). Русалками становятся женщины, умершие неестественной смертью, чаще всего — утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Русалкой может стать и мужчина, если он умер во время Русальной недели (обычно так называли неделю, следующую за праздником Троицы, реже — предшеству¬ющую ему). Как же выглядят русалки? В русской литературе XIX века не без влияния Н.В. Гоголя сложился образ молодой и прекрасной девушки в белом, с длинными распущенными волосами. Так описывают русалок многие поверья, особенно в тех местностях, где считают, что русалками становятся умершие молодые девушки. В Полесье, например, в русалок верят до сих пор и считают, что русалки — это молодые красавицы с длинными волосами, на которых они носят сплетенные из трав и цветов венки. Волосы у них русые или зеленые, словно речная осока. В поверьях и былинках русалки выглядят как обычные люди, никаких рыбьих хвостов у них нет. Полуженщины-полурыбы, о которых слагают легенды в Западной Европе, у восточных славян назывались фараонами. У русалок неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, холодные руки, бледное лицо, почти прозрачное тело, белые одежды (белый цвет в Древней Руси был цветом траура), распущенные волосы (с распущенными волосами хоронили незамужних девушек). Весь облик их свидетельствует о том, что они принадлежат к иному миру. Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки — страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Ее внешность подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Очень часто народная молва наделяет русалок длинными обвислыми грудями, иногда даже железными, которыми они насмерть забивают людей. Иногда русалку представляют вымазанной дегтем или смолой и называют смолянкой. Как и прочая нечистая сила, русалки склонны к оборотничеству — они могут принять вид коровы, теленка, собаки, зайца, а также птиц (особенно сорок, гусей и лебедей) и небольших зверьков (белок, крыс или лягушек). Могут они обернуться и возом с сеном, и тенью, которая «столбом идет». Русалки большую часть года проводят в воде — реках, озерах и даже колодцах. На дне водоемов у них есть жилища. По одним сведениям, это что-то вроде птичьих гнезд, по другим — красивые хрустальные дворцы или же чертоги, построенные из морских раковин и драгоценных камней. Русалок часто можно встретить у воды — они любят сидеть на плотах, прибрежных камнях, расчесывают костяными или железными гребнями волосы, моются и умываются, но, чуть завидев человека, ныряют в воду. Многие видели, как русалки стирают белье, колотят его вальком, точь-в-точь как деревенские бабы, а затем расстилают сушиться возле источников. Любят они сидеть на вертящихся колесах водяных мельниц и с криком и шумом ныряют оттуда в воду. На Троицкой неделе русалки переходят на поля, в леса и поселяются на деревьях, предпочитая дубы и березы. Они плетут венки, качаются на ветвях, водят хороводы. Хороводы — самое любимое развлечение русалок, и там, где они танцевали, видны круги вытоптанной и пожелтелой травы, а то она и вовсе перестает расти. Еще они любят качаться на деревьях. Одни былички говорят, что они просто раскачиваются на гибких ветвях, а другие — что они мастерят качели и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы погубить их. На Русальной неделе русалок можно встретить также на «нечистых» пространствах — на межах, на перекрестках дорог, мостах, в болотах.

Читайте также:  Как часто моете полы с грудничком

Спасти от русалок может обыкновенная полынь. Её веточки носят на груди и при встрече с русалкой бросают в неё. Русалка сразу же убегает. Если полынь забыли дома, все зависит от того, хорошая ли у человека память.
Вопрос русалка при встрече с человеком всегда задает один и тот же: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно кричит:
-Сам ты сгинь! и исчезает.
Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает:
— Ах, ты моя душка! — и бросается щекотать беднягу до тех пор, пока тот не умрет в жестоких муках.

Женские персонажи в украинской мифологии. Юлия Емец.

Судя по легендам, украинские русалки порядком отличаются от своих западноевропейских сестриц-ундин и классических античных сирен. В давних верованиях украинцев существуют упоминания о морских людях, точнее – полурыбах-полулюдях, покрытых чешуей, имеющих длинный, весьма гибкий рыбий хвост. Они бывают двух полов и обитают в море, слагают и поют в море красивые песни. Именно от них научились петь свои грустные баллады чумаки.

Кроме того, среди мифических существ есть мелюзины – полуженщины-полурыбы. Этнографы считают, что поверья о них распространились по Украине через апокрифические христианские легенды о переходе Моисея через Красное море и немецкие и польские истории о фее Мелюзине. Западноевропейская Мелюзина была чаще полуженщиной-полузмеей. По легендам, она за грехи по субботам становилась змеей и поэтому запрещала собственному мужу видеться с ней в этот день. Французские предания утверждают, что Мелюзина даже родила десять детей, но, когда открылась ее двойная натура, превратилась в крылатую змею и исчезла.

В украинских легендах и верованиях мелюзинами-полурыбами становятся девушки, умершие перед венчанием. Мелюзины могут быть довольно коварными. Притупив бдительность людей, мелюзины могут им очень навредить (по некоторым верованиям – даже съесть).

А вот женщины-змеи часто встречаются в сказках Центральной Украины. В одной из них вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея и превратилась потом в царевну каменного царства. За то, что ребенок не убил ее, она всю жизнь помогала ему и даже подарила рубашку из змеиной кожи. В другой сказке парень спасает змею из горящей скирды. Она превращается в красавицу и становится его женой. Но однажды недалекий муж обзывает ее гадиной, и она навсегда исчезает, а дети их превращаются в соловья и жабу.

Однако в природе русалок по легендам нет ничего двойственного, да и описывают их чаще вовсе не чешуйчато-хвостатыми. Хотя о происхождении этих созданий в украинской демонологии (верованиях в духов, вредящих и помогающих людям) есть разные истории.

Водяные нимфы или живые мертвецы?

Человекоподобным существам-духам, обитающим в воде, в отечественной мифологии придается особенное значение. Всякий водяной символ – потенциальная возможность и доброго, и злого. Вода имеет двойственную сущность: может быть и помощницей, и местом обитания темных сил.

Исследователи утверждают, что обитательницы водоемов – русалки – в древней славянской мифологии связаны с мифом о Праматери Ладе. Весной, когда природа праздновала воскресение и возврат Адониса – Свентовита, они выходили из воды и водили хороводы по лугам, полям и лесам. Подтверженные влиянию Лады такие существа чаще оказывались неопасными при условии мирного сосуществования человека и природы.

Но даже в древней мифологии обнаруживается интересная их особенность: водяные создания очень своенравны и часто наделены сверхстрастностью. Древние тексты, дошедшие до наших дней, говорят о том, что воды, в которой обитают «водяные служители» и «водяные змеи-царицы» – знак эротического горения. Поэтому и русалки были носителями лихорадочно-страстного любовного припадка. В Славянском районе до наших дней бытует легенда о «русальих волосах» – тонких, спутанных в клубки водорослях, будто без корней. Они могут оплести тело пловца, возникая в воде «из ничего». По одним поверьям, «русальи волосы» предсказывают скорую страсть (то есть предупреждают о ней), а по другим – сами вызывают в человеке сумасшедшее любовное томление.

Более позднее происхождение имеют представления о злой и нечистой природе русалок. Украинский этнограф XIX века Василий Милорадович считал, что русалки – лишь разновидность «живых мертвецов». В народных поверьях тех, кто умер неестественной смертью, называют часто «заложными мертвецами», что после кончины не находят покоя. Среди них оказывались утопленники и дети, умершие некрещеными. Русалки же как раз и есть души молодых женщин, девушек и детей – либо умерших, либо утонувших во время Зеленых праздников на русалочьей неделе в канун Троицы. По некоторым легендам русалками становятся все умершие некрещеными дети. В нашем регионе есть поверье, что молодая утопленица будет русалкой 7 лет, пока родные не отмолят ее душу. А еще поговаривают, что русалки могут появляться перед людьми, превращаясь в жаб или крыс.

Мавки, малки и нявки

Среди этих существ тоже есть несколько видов. В русалок-детей превращаются мертворожденные, некрещеные и убитые собственными матерями новорожденные. Их также называют потерчатами, мавками или малками. По легендам, мавками могут стать и дети, украденные злыми духами. Часто их представляют красивыми молодыми женщинами и девочками со светлыми волосами (в отличие от зеленовласых русалок-утопленниц), у мавок-мальчиков волосы рыжие и курчавые. Накануне Троицы маленькие мавки летают по селам в виде сорок и аистов и просят себе крещение. По поверьям в таком случае нужно кинуть платок как крижмо и назвать имя, приговаривая: «Крещу тебя». Только после этого душа ребенка обретет покой. Но, если до семи лет с маленькой мавкой этого не случается, она становится злым духом.

Нередко отличительная черта мавок и нявок – дыра сзади, сквозь которую видны все внутренности. Кроме мавок-красавиц легенды рассказывают и о страшных русалках, обитающих в водоемах в чаще леса. Отличительная их особенность – огромные груди, которые они закидывают через плечи на спину. Эти существа очень похожи на лесниц – враждебных человеку «лесных женщин». Они умеют копировать голос и облик какой-нибудь девушки и заманивать мужчин в чащу.

Существуют и легенды, по которым русалки становятся женами водяников и живут вместе с ними в водоворотах рек и возле мельниц.

«На тобi полинь, а мене покинь»

Большинство поверий гласит, что русалки показываются людям в день Святого Духа и в Навский Великдень перед Троицей. Однако на Слобожанщине можно встретить поверья, по которым они появляются в теплое время года в периоды от молодого месяца до полнолуния. Русалки качаются на ветвях деревьев, чешут свои волосы («из осоки»), устраивают гульбища и кричат как кошки. Особенно любят они стоячую воду, мелкие водоемы или реки с медленным течением. Прячась от людей, русалки предпочитают давать о себе знать хлопками в ладоши. Легенды говорят, что тело у них сине-голубое, а глаза очень блестящие.

В Славянском районе бытует поверье, что в «русалочьих местах» часто на рассвете можно встретить странные маленькие следы на дне, которые подолгу не размывает вода. Но попытки увидеть русалок и их старшую (или старшего – водяного деда) чреваты последствиями. Русалки – существа почти бестелесные, нередко даже не слишком злобные, но очень шаловливые: они нападают на людей, могут защекотать до смерти и увлечь в воду. На Слобожанщине бытуют рассказы о том, что русалки могут во время случайных встреч с девушками загадывать им загадки и в случае неправильных ответов – забирать несчастных с собой. Чтобы обезопасить себя, нужно носить с собой растения-обереги: полынь, любисток, лук, чеснок. Можно также уберечь себя от русалок, вывернув наизнанку рубашку. Существует довольно опасный способ девичьего гадания на суженого: нужно спросить о нем русалку, но она в шутку может и обмануть. В народе говорят и о том, что в обмен на завитой венок русалки могут наслать жениха.

Есть и способы задобрить русалок. На подоконниках по селам и по сей день раскладывают остывать хлеб и булки. старые люди говорят, что паром от хлеба как раз и питаются полевые русалки. А вот другой обычай – развешивать полотно на деревьях на рубашки русалкам – в наше время почти не сохранился. Зато есть примета, которую нынче мало кто связывает с русалками. Скорлупу от яиц нельзя кидать в воду, а то водяные создания рассердятся и будут вредить. Для того же, чтобы обезопасить себя во время купания (особенно в «русалочьи» дни и на молодой месяц) нужно взять с собой полынь и сказать: «На тобi, мавко, полинь, а мене покинь».

Если же ходить по «русалочьим местам» и в «русалочьи дни» делать то, что можно отложить до лучшего времени, то может вырасти «мавская кость» – твердый костяной нарост на теле, который очень болит.

В наши дни в разных вариациях можно услышать историю о парне, девушка которого умерла и стала русалкой. Он очень тосковал и хотел, чтобы она вернулась, поэтому пошел на молодой месяц в поле и лег возле межи (русалки за нее не забегают). Видит: посреди ночи бегут русалки, и его девушка – с краю. Схватил он ее за руку, а она ему и говорит: «Хоть и поймал, хоть и не пускаешь, все равно вместе не будем». И вырвалась, ведь что скажет русалка в такую минуту, то и будет.

Можно верить или не верить в подобные легенды, но русалочьи следы и волосы до сих пор можно встретить в наших водах.

Народные представления о Русалках. А. Доронин.


Русалки разные у разных народов (и в разных местностях) и ведут себя по-разному. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с «дедушкой водяным». Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить. Уже одно то, что русалка изображалась (например, в Поволжье) в виде соломенного чучела, а кое-где даже в виде лошадиного черепа с уздечкой, укрепленного на шесте, — служило свидетельством того, как в России исчез поэтический миф о грациозной красавице-русалке. Но повсеместно на Руси сохранялась так называемая «русальная неделя» или «русалкино заговенье» — на Петров пост, через неделю после Троицы. И в конце 19 века в такую неделю девушки боялись в одиночку ходить в лес.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Читайте также:  Утепление бетонного пола изнутри

Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) — против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели. Это — полынь, «трава окаянная, бесколенная». Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:

— Что у тебя в руках: полынь или петрушка?

— Прячься под тын, — громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:

— Ах ты, моя душка, — и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый. Впрочем, по другим поверьям, русалки могут защекотать человека действительно до смерти.

Неприятны русалкам также и некоторые другие растения, например хрен и чеснок. Из деревьев не любят они осину. Как тут не вспомнить легенды о вампирах, которых отпугивают запахом чеснока и убивают осиновым колом.

Есть такая легенда. Одному молодому человеку сильно захотелось увидеть русалку. Чтобы избежать опасности, он сначала обратился к знахарю. Тот ему посоветовал: «Когда настанет ночь и все лягут спать, и ты ляжь на своей постели и не спи, пока все не заснут. Когда все захрапят, ты поднимись, разденься догола и надень два креста: один на грудь, другой на спину. Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что боятся креста на груди; а как у тебя будет висеть крест и на спине, и притом ты будешь гол, то они будут играть с тобой, но до тебя не коснутся». Парень строго выполнил наставления знахаря. Он лег первый и притворился спящим; когда полегло все семейство и заснуло, он снял себя рубашку и пошел в лес. Там он увидел множество русалок. Одни качаются по ветвям, другие водят хороводы, иные поют, хохочут. Они все были голые. Тела их были белы как снег; лица сияли, как полная луна; волосы светло-огненные кудрями падали по плечам. Парень остолбенел от страха и восторга. Долго он любовался красотою русалок, грациозными движениями, приятными и звонкими голосами и неподдельным восторгом и весельем их. Вдруг русалки затихли и стали неподвижны. Они почуяли дух человека и, взглянув в ту сторону, где стоял парень, вдруг бросились к нему с хохотом и рукоплесканиями и окружили его. Каждая хотела обнимать и целовать парня, но руки и губы не прикасались к нему. Каждая забегала назад и старалась схватить под мышки, чтобы щекотанием расположить его к хохоту и веселью; но опять руки их не прикасались к парню. Тогда парень ободрился; он сам начал играть с ними, старался схватить которую-нибудь, но руки его не прикасались к ней. Он пел и плясал с русалками целую ночь. К утру, они заманили парня в кусты — на густую и высокую траву и стали качаться по траве. Им последовал и парень. Но вдруг крест, висевший на спине, спал с него. Русалки схватили его сзади под мышки и начали щекотать. Он хохотал до тех пор, пока не упал. Тогда ему показалось, что русалки положили его на ветви и понесли его молча. А с утра его разбудил отец».

Как считали славяне, значительная часть русалок — это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. Есть украинская легенда, где девушка влюбляется в молодого и красивого польского пана, который обещал на ней жениться и обещания не выполнил. Девушка исчезла. Один монастырский рыболов рассказывал спустя несколько дней, что видел молодую девушку на берегу Днепра: лицо ее было исцарапано иглами и сучьями деревьев, волосы разметаны и одежды изорваны; но он не посмел близко подплыть к ней, из страха, что то была или бесноватая, или бродящая душа какой-нибудь умершей, тяжкой грешницы. Знахарь говорит матери, что дочь утопилась и стала русалкой и дает ей совет, как увести ее домой. С помощью магических амулетов ей это удается. Она молит мать, чтобы та отпустила ее домой, в подводные жилища, потому что ей «душно жить среди людей». Она даже предлагает матери утопиться, чтобы стать русалкой. Мать не отпустила ее, и девушка целый год сидела, не двигаясь и не разговаривая.

А через год, когда наступила очередная «русалкина неделя», девушка очнулась и с криком «наши, наши» убежала с другими русалками. А на следующий день в лесу нашли тело того самого пана, без признаков насильственной смерти — русалки защекотали его насмерть.

Еще русалки могут украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста. Они тоже станут русалками.

А мужчин русалки обольщают. Есть легенда про то, как один молодой человек влюбился в русалку и ни один знахарь не мог заставить его разлюбить ее. А, увидев предмет своей любви в огне печи (конечно, это было наваждение) — подумал, что она горит и кинулся в огонь, чтобы спасти ее, и погиб.

Где они есть еще?

Русалоподобные существа присутствуют в мифологиях разных стран:

Греция. Сирены — прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног и птичьими когтями. Прекрасными голосами зачаровывают мореплавателей.

Сербия. Вилы — крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Они носят длинные волшебные платья.

Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Разгневавшись, способны убить взглядом.

Вилы обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное.

Вилы — дети туч. Они хозяйки чистых родников. Если же вилам, когда они танцуют, как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу — зачаруют!

Прибалтика и Германия. Ундине и наре. Корень «унда» («вода») присутствует во многих германских и прибалтийских языках. В мифологии этих народов издревле известны ундины — духи воды. Это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие.

Другое дело — ундине, существующие в народных поверьях. Они — типичные русалки с рыбьими хвостами.

Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и наре. Внешне они точно такие же: до пояса — женщины, ниже — рыбы. И собою красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер, ундине. «Ясными ночами, как месяц выходил, они появлялись из воды, пели да хороводы водили. И тогда были они особенно прекрасны: как радуга блистали, сверкали и светились! Многим хотелось полюбоваться на их красоту. Да только не каждому удавалось».

Ирландия. Мерроу — дальние родственницы морских дев, настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Появление мерроу предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других русалок относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку, мерроу уже не сможет вернуться в море.

Средняя Азия. Су-къз. В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель. Там живут красавицы су-къзлар — наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы. Внешность у них странная для тех мест: глаза у них голубые, брови — изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает, что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как увидят су-къзлар человека, бросаются в воду и больше не появляются.

Так что же, есть на самом деле русалки или нет? На этот вопрос никто не может дать точного ответа. В официальной науке они, конечно, считаются мифическими персонажами. А истинно верующие христиане стараются не купаться без креста или хотя бы креститься перед тем, как войти в воду.

Русалка — один из самых сложных образов. Елена Мешарова.

Обитель стихий
«В Русальную неделю, (8-ю после Пасхи), а также в ночь под Ивана Купала Русалки делаются опасными для человека. В это время они стараются очаровать его и, защекотав, унести в свое водяное жилище».
М. Забылин, «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Одинокое, притягательное существо
(образ русалки в славянской мифологии)
Красивая простоволосая дева, одетая в прозрачную белую одежду или совсем обнаженная. Такой предстает русалка в литературных произведениях славян (вспомните «Утоплену» Т.Г. Шевченко). Несколько книжный, но очень загадочный, привлекательный образ. Нежность, грация, обольстительность — этими чертами не наделен никто более из «нечистой силы». Поэтому ее образ — самый сексуальный в славянской мифологии. Притягательна своей трагичностью та характерная черта русалки, что она совершенно одинокое существо, не имеющее «пары», в отличие от водянихи, домовихи или лешачихи. Русалка — один из самых сложных образов в славянской мифологии, дух в облике женщины, появляющийся обычно перед мужчинами. Интересен тот факт, что в традиционных русских поверьях о рыбьем хвосте русалки упоминается редко. Ее образ часто связывают с другими водяными и лесными духами женского пола: кикиморами, лешачихами. Поэтому в ней есть нечто и водное, и лесное — в поверьях русалка обычно сидит на дереве у лесного ручья в облике обычной девушки (без пугающего рыбьего хвоста). Но несмотря на их внешнюю привлекательность, женщины не любят русалок и боятся их, мужчины тоже боятся, но. Наверняка многим из них с детства запали в душу сказки о красавицах — водных и лесных девах, которые могут заманить и защекотать до смерти. Но русалка не просто хладнокровно губит людей, она влюбляется в свою жертву. Смерть от ее любви также чарующе необычна, как и она сама. В некоторых украинских преданиях русалки заманивали молодых людей таинственным появлением и исчезновением. Те, которым удалось спастись, рассказывали потом, что простоволосые обнаженные девушки пытались завлечь их в чащу леса привораживающим смехом. Не каждого мужчину русалка станет заманивать. Он должен обязательно понравиться ей. Тогда она может одна или со своими подругами зацеловать и защекотать его до смерти. Своего избранника она губит так, словно совершает некий ритуал любви, может быть, доставляя ему ощущения, каких он никогда не испытывал. В лесу русалки ведут себя как обычные девушки: водят хороводы, поют, хохочут, плетут венки, расчесывают волосы. Но все их действия носят магический, понятный только им смысл. По русским преданиям, чтобы избавиться от нападения русалок, надо начертить на земле крест, обвести его окружностью и расположиться внутри образовавшегося круга. В народе говорят, что в облике русалок продолжают «жить» на земле утопленницы, проклятые души. Может поэтому образ русалки настолько сложен и загадочен. Он таит в себе все страдания и злоключения ее прошлой жизни.
Елена Коркош

Читайте также:  Как гидроизолировать стяжку пола


Русалочьи песни
Эта таинственная история не пришла из глубины веков, она рассказана современным целителем (он известен нашим читателям, как ведущий рубрики «Секреты Лан-Па»). Недалеко от Приозерска Ленинградской области есть Мертвое озеро, около которого якобы происходят странные вещи. Эта же история связана с другим озером, не Мертвым, где нет никакой живности, а озером, расположенным невдалеке. Вот как рассказал об этом Владимир Николаевич Ларин: «Однажды я с друзьями (всего было пятеро мужчин) поехали в таинственное место в поисках чего-нибудь этакого. Мы долго плавали в озере, надеясь увидеть необычное. Но нам не везло. Все замерзли и устали. Затем мои товарищи ушли обратно, а я из упрямства остался. И вдруг, нырнув еще раз, увидел на дне русалку. Запомнились очень длинные зеленые волосы, глаза были скорее небольшие, кожа очень светлая с легким зеленоватым отливом, чешуи не было. Я схватил ее за длинные волосы и поволок к избе. Она была небольшая и нетяжелая, наверное, не больше 1 метра 20 см. По дороге она издавала звуки, похожие на писк. Русалку я бросил в баню, плотно закрыв дверь на засов. — Я поймал русалку, идите посмотреть! — сказал я товарищам, но они только посмеялись и не захотели вставать из теплой постели, их уже здорово клонило ко сну. Они сказали, что русалка никуда не денется, если она там есть, и они посмотрят на нее завтра. На этом мы и заснули. А утром вместо русалки нашли на полу очень длинную мягкую и шелковистую траву, которой, разумеется, до этого в бане не было. Окно было целым, дверь закрытой — но русалка исчезла бесследно. Осталась только странная трава. Что интересно — подобной травы мы больше нигде в округе не нашли — ни в озере, ни на берегу, ни в ближайшем лесу, хотя специально искали. Трава оказалось вполне материальной, исчезать не стала и долго хранилась у меня на чердаке. Может, и сейчас можно найти, если постараться». Один знакомый скептик отнес этот случай к последствиям переохлаждения или недостатка кислорода (из-за частых ныряний в поисках водной красавицы). Может, и не исключено, но можно и возразить: разве мог рассказчик, кстати, профессиональный врач, не знать о подобных явлениях? Словом, вопрос о существовании русалок остается по-прежнему открытым. И не первую сотню лет. Свидетельства очевидцев остаются неразгаданными, хотя и известны с незапамятных времен. Но описанный выше случай все же уникален, не каждому очевидцу удается поймать водное существо прямо за хвост или потаскать за волосы. Больше известны лишь наблюдения со стороны. Проходят годы, столетия. Если загадка не разгадана и не становится научным фактом, она легко превращается в миф, красивую легенду. А здесь остается только верить или нет.
Морские нимфы, русалки, водяные. (по материалам журнала «Fate». Перевод Ирины Крамаренко)

Истоки о существах океанов и морей, до пояса похожих на людей и с рыбьими хвостами, уходят в тысячелетнюю древность. Самое старинное сказание существовало в Вавилоне. Господином вод называли бога Оаннеса. Хотя жил он в земном море, но считалось, что он выходец из Космоса, принесший с собой знания для жителей Вавилона. Боги моря фигурируют также в религиозных сказаниях Сирии, Индии, Китая, Греции, Италии. Даже те, кто не верил в этих богов, допускали существование странных морских существ. Так, древнегреческий натуралист Плиний Старший писал о «русалках и наядах»: «Иногда их мертвые тела находили на берегу». Он подтвердил, что это не досужие выдумки, а реальные факты.

Предания о русалках распространились по всему миру. В старой морской Англии русалка была предвестником несчастья, после ее появления наступал резкий шторм. Завороженные чудным голосом морских красавиц моряки разбивались о рифы и скалы.
История хранит немало якобы достоверных фактов встречи с русалками. Так, в 1610 году несколько кораблей вошли в гавань Ньюфаундленда и увидели странное существо: лицо с глазами, носом, ртом и шея были женские, а все остальное — рыбье. Оно пыталось взобраться на один из кораблей. Моряки были так напуганы, что отказались подплыть к берегу, пока существо не исчезло. Английский исследователь Генри Хадсон написал в июне этого же года: «Вечером мы увидели русалку. Ее спина и грудь были женские, но она была крупнее даже обычных мужчин. Кожа белая, длинные черные волосы. Хвост — пятнистый, как у макрели». В 1723 году, чтобы положить конец разгорающимся спорам вокруг подобных наблюдений, создали Датскую Королевскую комиссию. Чиновники от науки и государства хотели, чтобы она доказала, будто слухи о русалках имеют вполне обычное, земное объяснение. Тогда любого, кто утверждал бы обратное, можно было объявить смутьяном, нарушающим закон. Но случилось все наоборот. Комиссия не только ничего не доказала, но и сами члены комиссии увидели недалеко от своего корабля странное существо мужского пола. Оно с гневом взирало на них, фыркало, затем ушло в глубину и больше не показывалось. Пришлось объявить в Дании официально, что русалки и водяные существуют. Через 30 лет в многотомной «Истории природы Норвегии» епископ Эрик Понтоппидан писал: «Найдутся сотни очевидцев с безупречной репутацией, которые подтвердят, что видели подобных существ».

В XIX веке о загадочных водных обитателях серьезно спорили солидные научные журналы, газеты, например, «American journal of science», «London times». А свидетельств было предостаточно. То наблюдали девушку ярко-розового цвета с длинными зелеными волосами, то волосы казались светло-коричневыми. Верхняя, «человеческая» часть тела обычно выглядела белой, а хвост мог быть и красно-коричневым или красно-зеленым. Иногда они забавно мыли грудь одной рукой, но встревоженные человеком, ныряли в глубину. Среди странных существ видели и «мужчин». Один свидетель из Уэльса целый час созерцал такое создание. Взгляд существа был свиреп и дик, казалось, так он любуется чайками. Большинство зоологов считают, что все увиденное — это уже известные морские животные — моржи, дюгони, ламантины (морские коровы), превращенные в загадочных существ силой суеверного воображения. Но есть и другие ученые, которые убедительно доказали, что в 75-ти процентах свидетельств места событий далеко не совпадали с теми районами, где обитают перечисленные животные. В 1986 году исследователь неизвестных животных, основатель криптозоологии Бернард Хэйвелманс писал: «Только неизученные виды моржей, тюленей, или, что очень невероятно, неизвестные формы приматов, приспособленных к морю могут объяснить все свидетельства».
В пользу того, что водные существа не галлюцинация или игра воображения, говорит тот факт, что они, по всем свидетельствам, не разговаривают с людьми и по прочим проявлениям не превышают средний уровень животного интеллекта. Их «выдает» только необычный вид.
Но как это ни странно, до сих пор в руки ученых не попала ни одна русалка или хотя бы ее мертвое тело! Хотя от ученых с их современной техникой сложно ускользнуть даже самым редким животным. Мы опять в неизвестности. Где ответы? Где новые свидетели?
Возможно, проблема в самих вопросах. Иногда какой-нибудь опыт бывает настолько необычен и уникален, что нельзя под него подвести не только рациональное объяснение, но даже игру воображения. У нас в России центр водяных и русалок находится в Карелии. Так считает известный криптозоолог, доктор биологических наук Валентин Сапунов. Среди его коллег бытует мнение, что легенды о водяных и русалках связаны со «снежным» человеком, который охотно плещется в воде. Не так давно группа питерских исследователей ездила в Карелию на метеоритное Ведлоозеро. Метеорита не нашли, зато услышали от местного населения столько рассказов о русалках и водяных! Не меньше 20 только из первых уст. Это были (и, наверное, есть!) существа маленького роста, с тонкими руками и ногами, длинными волосами, которые любят сидеть на камнях и рассчесывать волосы.»

Материал подготовлен проектом «Культ Богини» — http://inoe.ru/

А это просто прикол. )

Источник